«Фаворитка»: правдив ли сюжет фильма

Фильм Йоргоса Лантимоса «Фаворитка» 2018 года впечатляет хитросплетениями подковерной борьбы придворных за власть и внимание королевы. Хочется воскликнуть цицероновское «О времена, о нравы!», но не будем делать поспешных выводов и принимать всё за чистую монету.

Разберёмся, что из показанного в фильме является правдой, а что — вымыслом?

Внимание! Могут попадаться спойлеры, берегите глаза и уберите детей от экранов.



Придворные красились слишком ярко и вычурно, в том числе мужчины

Английский XVIII век — это парфюмированные парики, напудренные лица и чрезмерно яркий, кукольно-неестественный макияж. Всё это было не чуждо и мужчинам — их кудрявые парики которые спускались почти до пояса, а высокие каблуки нарушали спокойствие двора королевы Анны.

Парики чаще вводили в моду монархи, которым не повезло с прической. Король Франции Людовик XIII облысел из-за венерического недуга. Его спас парик, а придворные последовали примеру, чтобы угодить королю.

В XVII веке парики всё ещё украшали головы доблестной знати французского двора. Король Людовик XIV задавал тон: от природы он имел редкие, тонкие волосы и без парика не появлялся на публике.



Кадр из фильма

С высоты нашей моды на естественность румяные щеки и букли в волосах придворных той Англии кажутся чрезмерными и карикатурными. Но давайте вспомним — как освещались помещения в то время. Всё, что было доступно — свечи, которые и при своей многочисленности не могли достаточно четко осветить лица. Приходилось краситься ярче, чтобы стать заметнее и выразительнее.

Пудра на лице была не пустым развлечением — она ловко скрывала рубцы от оспы, которая была распространенной напастью в то время. На прыщи и пятна от болезней наклеивали причудливые мушки в форме сердец или цветов.


Королева Анна рожала 17 раз и держала кроликов в своей спальне

Она действительно была беременна от своего супруга Георга Датского 17 раз.

Двенадцать беременностей закончились трагично — выкидышем или рождением мертвого ребенка. Судьба остальных пяти также не была счастливой — четверо детей не дожили до двух лет, а принц Уильям скончался в возрасте 11 лет в 1700 году.

В фильме по спальне королевы бегали кролики, которых она ассоциировала со своими умершими детьми, но историки отрицают это.

В журнале History Extra исторический консультант фильма отметила, что «кролики не бродили в королевской спальне. При жизни королевы Анны их считали вредителями и употребляли в пищу».

Королева весь день проводила в своей спальне и постоянно болела

После смерти супруга 28 октября 1708 года Анна была безутешна. Начала набирать вес и сдалась на милость всяким хворям. Больше всего её терзала подагра. В фильме по дворцу её катают в инвалидном кресле — и это правда. Сидячий образ жизни отразился на здоровье королевы — она была значительно тучнее, чем актриса Оливия Колман в этой роли.

В фильме ничего не сказано о другом недуге королевы — повышенной слезоточивости, но он вместе с подагрой превратил Анну в «лежачего монарха». К концу жизни её тело было настолько раздуто, что хоронили королеву в почти квадратном гробу.



Кадр из фильма


Анна Стюарт не занималась делами государства, всем заправляла фаворитка

Создатели фильма изобразили её плаксивой, истеричной особой, которая не интересовалась делами своего государства, но это не так.

Историки утверждают, что королева посещала все собрания кабинета министров. Её живо интересовала внешняя политика (в фильме она, якобы, во всем полагалась на свою подругу — герцогиню Мальборо), но подорванное здоровье сделало её менее активной правительницей.


Королева была одинокой лесбиянкой

События в «любовном треугольнике» фильма происходили в период жизни короля Георга Датского, супруга Анны, но в «Фаворитке» вы его не увидите. Вместо этого, по режиссерскому замыслу, внимание зрителя обращается к отношениям главных героинь — королевы, фаворитки герцогини Мальборо и её конкурентки Эбигейл Мэшэм.

И, хотя, король Георг не был властной натурой, не отличался умом и более всего предпочитал вкусно покушать, Анна была к нему сильно привязана. Она делила с королем ложе до конца его жизни и чтила святость брака, поэтому историки до сих пор спорят о её лесбийских наклонностях.


Во времена правления Анны женщины решали при дворе всё

Сара Черчилль (в девичестве Дженнингс) познакомилась с будущей королевой Анной ещё в детстве: первой было 13, второй — 8.

Их дружба продолжалась вплоть до коронации Анны в 1702, а затем и вовсе переросла в тесную привязанность. Амбициозная женщина получила самое высокое женское звание при дворе — Правительница гардероба.

В «Фаворитке» герцогиня Мальборо оказывает огромное влияние на королеву и её решения. Так оно и было на самом деле. Историки отмечают, что Сара была хорошо образована, легко импровизировала в разговоре, а королеве говорила всё, что думает и не всегда в любезной форме.

Но не стоит забывать про времена и нравы той эпохи. Женщине было сложно или практически невозможно проявить себя.

Сама герцогиня Мальборо писала в своих мемуарах, что «женщины ничего не значат, если они не фаворитки принца или первого министра».

По тому, что происходит в фильме, складывается обратное впечатление — женщины решают всё, но лишь авторская задумка.

У Сары влиятельный муж — военачальник и политический деятель герцог Мальборо, собственная кипучая энергия и волевой характер — всё это сделало её весомой фигурой в период правления Анны Стюарт. Несмотря на слухи об интимной связи с королевой, Сара родила семь детей в браке с Джоном Черчиллем.



Джон Черчилль, герцог Мальборо, супруг Сары Черчилль

Среди потомков герцогини Мальборо числится бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и принцесса Диана. А вот род другой фаворитки — Мэшэм — выдающимися личностями похвастаться не может.



Знаменитые потомки герцогини Мальборо


Герцогиня Мальборо использовала королеву в корыстных целях, а её муж присвоил себе деньги из бюджета страны

Герцога действительно обвинили в незаконной растрате при правлении Анны, но уже при следующем монархе Георге I его оправдали. Сара в своих мемуарах писала об этом, как о «легкомысленной и необоснованной жалобе».


Эбигейл Мэшэм была проиграна отцом в карты и работала на кухне королевского дворца

Актриса Эмма Стоун представила новую фаворитку в двояком свете: в начале этакая «дева в беде» с невинным взглядом голубых гла. Переход к той, которая не остановится ни перед чем в борьбе за власть, был резким. Как и почему произошла такая перемена — загадка.

Историк Анна Сомерсет характеризует Эбигейл Мэшэм, как манипулятора, который имел собственные политические цели при дворе (она была сторонницей партии тори).



Кадр из фильма «Фаворитка»

В фильме знакомство Эбигейл и Сары случилось, когда бедная родственница герцогини добралась до королевского дворца и в грязи предстала перед двором. Её отец в пьяном угаре промотал состояние семьи и проиграл девушку в карты. Кое-что из перечисленного — истинная правда.

Мать Эбигейл — родная тетя герцогини Мальборо. Когда отец семейства промотал семейное состояние, Эбигейл отправилась на службу к некому Джону Риверсу. В 1702 году (ещё до восхождения на престол королевы Анны) Сара помогла родственнице — взяла служанкой в свой дом, а затем добыла для неё работу при дворе. И не где-нибудь, а в покоях королевы. Возможно, она планировала сделать из неё личного информатора и получить бОльшую власть на Анной Стюарту. Но судьба распорядилась иначе.

Как говорится, не делай добра — не получишь и зла.


Противостояние двух фавориток было по-настоящему кровопролитным

Борьба Эбигейл Мэшэм и Сары Черчилль за покровительство королевы выглядит драматично, но в реальности такого накала страстей при дворе не наблюдалось.

Сара никогда не оказывалась в борделе и не была отравлена хитрой кузиной. Впрочем, герцогиня также не стреляла в Эбигейл на охоте, дабы проучить. Историки допускают, что их вражда ограничивалась личными нападками.

В этом противостоянии фавориток победила Сара Черчилль, ведь через три дня после смерти королевы Эбигейл Мэшэм была отлучена от двора. Вместе с мужем она провела остаток дней в своем загородном поместье, а Мальборо впоследствии были награждены почестями за государственные заслуги.


Герцог и герцогиня Мальборо были отлучены от двора

Герцог и герцогиня Мальборо в самом деле были отлучены от двора королевы Анны и долгое время находились при немецком дворе. Они вернулись в Англию через несколько дней после смерти монаршей особы и были обласканы новым правителем — королем Георгом I.

Герцогине Мальборо было 85 лет, когда она умерла. Пережила мужа на четверть века, оставила после себя мемуары и приличное состояние. Современники писали, что смерть Сары «не вызвала сожаления ни в собственной семьи, ни в мире в целом».


И самый волнующий вопрос: вступала ли королева Анна в интимные отношения со своими фаворитками

Режиссёр Йоргос Лантимос несколько исказил историческую действительность фильма в отношениях Анны с Сарой Черчилль и с Эбигейл Мэшэм.

Но слухи ходили и тогда. Это легко: придворные завидовали близости фавориток к королеве и их возможности влиять на её решения. При дворе даже передавали стихотворение, намекающее на лесбийские отношения королевы Анны с Эбигейл Мэшэм.

К тому моменту в отношениях королевы и Сары Черчилль наметился разлад. Из желания отомстить она даже подогревала этот слух. Предполагая, что свержение королевы из-за развратных наклонностей пойдет ей лишь на пользу. А основания были. Эпоха, при которой происходили эти события, отличалась строгой христианской моралью, хотя в фильме царит иная атмосфера.

Сама Сара никогда не упоминала, что королева была для неё больше, чем другом.

А их привязанность была более крепка, чем с Эбигейл.

Герцогиня писала правительнице письма о том, что та «наносит ущерб своей репутации, отдавая предпочтение такой женщине [об Эбигейл] …странной и себе на уме». Она удивлялась: «Я не никогда не предполагала, что человек с таким образованием может стать хорошей компанией для великой королевы. Многие люди ценят своих горничных за юмор и добры к ним, но вы же делаете из них друзей».

Интересно, что к себе герцогиня Мальборо это обвинение не относила. Их тесная дружба, начавшаяся ещё в детстве, позволила Саре говорить с королевой практически на равных. Но ничто не вечно там, где идёт борьба за власть.

Как не падать духом и продолжать писать

О книге «Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом». Энн Ламотт


Мир XXI века — это царство математики и естественных наук. Здесь говорят на языке цифр.

Но душа требует другой пищи — книг, где разыгрываются волнующие сцены и открываются новые смыслы старой жизни. Писатели — рыцари этого невидимого фронта живут на американских горках. То творческий фонтан бьет ключом, как подземный гейзер, то пусто и одиноко, и некому руку подать (узнали себя?).

Энн Ламотт создала целый «манифест ордена творческих», и это — книга «Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом». Она ответит на самые волнующие вопросы начинающих писателей.

 

Откуда брать идеи для сюжета?

«Писать — значит жить осознанно», — заявляет Ламотт. Находиться в моменте: наблюдать за полетом надоедливой мухи или прекрасной бабочки, за всем, что есть перед вашим носом.

Люди склонны улетать куда-то в своих мыслях, возвращаться к прошлому и анализировать ошибки, гадать о будущем и бояться неизвестности. Но ничего этого нет, есть только «здесь и сейчас». И чем лучше писатель чувствует настоящее, чем он наблюдательнее — выщипывает глазами кусочки повседневной реальности — тем сочнее сюжет его книги.

Американская писательница призывает всех творческих людей скинуть наконец кандалы морали, нравственности, выгнать родительских цензоров из головы, и тогда родятся блестящие идеи, а персонажи будут странными, но жутко цепляющими.

«Вот для этого мы и нужны — служить зеркалом, в котором люди увидят себя без прикрас», — раскрывается в книге суть писательского ремесла. Расслабься, наблюдай и будь готов ко всему. Реальная жизнь всегда круче выдуманной, отполированной истории.

Как пережить творческий кризис?

Объяснять, что это такое, не нужно тому, кто пишет. Писатели успели сродниться с этими переходами от изобилия к творческой засухе. Но начинающие склонны себя винить.

Как часто вы крутили в голове: я иссяк, мне больше нечего сказать, сюжеты плоские и нескладные, а персонажи застывшие как мумии. Я не могу написать ничего достойного внимания, а, значит, зачем я вообще есть?

Энн Ламотт накладывает лекарство и на эти раны — сразу становится легче дышать. Если уже кризиса не миновать, то «можно вздохнуть свободно и начать снова наполняться». Этот и другие секреты её творческого восстановления можно прочесть в книге. Здорово помогает.

И как не бросить всё это на полпути?

А это самое сложное. Где брать мотивацию, если признание пока не пришло, и никто не ждет твоё детище.

Писатель идет против ветра, против людских ожиданий. В награду он, возможно, однажды услышит: «Да, всё так, как в этой книге. Очень жизненно!». Но до этого он будет томиться в безденежье наедине со своими сомнениями.

 

«Нет ничего прекраснее, чем жизнь «около литературы», когда все время читаешь, пишешь, общаешься с собратьями по цеху. Это возвышает», — увещевает книга. А я добавлю — пусть творчество станет само по себе ценностью. И если награда найдет в конце концов своего героя, вас опубликуют — то вы не расстроитесь!